,

Samarkand – Самарканд 1984

Самарканд-один из древнейших городов. Мир отметил его 2500-летний юбилей.


Город, который так поразил Александра Македонского, тот Самарканд, что стоял на Афрасиабе, не сдаваясь завоевателям, погибая в огне пожарищ и вновь возрождаясь, тот город можно лишь воссоздать в воображении, рассматривая экспонаты самаркандского музея. Наземные памятники архитектуры периода античности и раннего средневековья беспощадное время сравняло с землей. Фрагменты настенных дворцовых росписей, терракотовая скульптура, поражающая изяществом и совершенством форм посуда-вот, пожалуй, и все, чем «наградил» Афрасиаб неустанные поиски археологов.

Шедевры древнего зодчества, определяющие нынешний облик Самарканда, величавые строения, гордо вскинувшие шапки куполов и башни минаретов рядом с обступившими их многоэтажными жилыми домами, промышленными предприятиями, институтами и театрами, были возведены в Х!\/-Х\/ и ХУН веках.

Историки и поэты сохранили и воссоздали образ Самарканда, ставшего к концу ХН/ века столицей огромной империи Тимура. «Вершины башен и оград там не охватит дерзкий взгляд»,+ говорил поэт. А историк оставил строки еще более восторженные: «Купол ее (речь идет о соборной мечети Биби-Ханым) был бы единственным, если б небо не было его повторением, единственной была бы арка, если бы Млечный путь не был ее парой».

Но даже эти слова не покажутся преувеличением, когда спускаясь по юго-восточному склону Афрасиабе, видишь, как вверх от дороги с величавым достоинством поднимаются здания ансамбля Шахи-Зинда, а пройдя под плавно устремленной ввысь аркой портала, вступаешь под купольную сень старинных усыпальниц. Этот мемориальный ансамбль, равного которому нет на Востоке, дошел до наших дней почти таким, каким сложился в Х!\/-Х\/ веках, во времена Тимура и его внукавеликого ученого Улугбека. Строгие монолиты мавзолеев, увенчанные куполамито голубыми, словно растворенными в небе, то блекло-кирпичными, похожими на
обожженные солнцем холмы. Стены, затканные орнаментом-резьбой, росписью, мозаикой, ошеломляют таким многообразием линий и цвета, что кажется-они ‘вобрали в себя всю полноту живого мира, оставшегося за порогом усыпальниц.

Из всех покоренных им стран собирал Тимур в свою столицу зодчих и художников, видимо сознавая, как преходяща слава завоевателя и как вечна память о созидании. Но не о нем вспоминаешь сейчас потрясенный величием переживших века сооружений, а о мастерах, воздвигнувших их во славу человека-творца, и склоняешь перед ними голову.

Фдно из таких сооружений-построенный в начале ХУ века мавзолей ГурЭмир, где погребены и Тимур, и Улугбек. Благородная строгость архитектурных форм, горделивая стройность“ пропорций, необъяснимая легкость огромного ребристого купола, венчающего монументальное здание,- все это создает чувство торжественной и глубокой сосредоточенности.

И совсем дРУгое настроение охватывает, когда вступаешь на площадь Регистан. Кажется, через столетия долетают сюда неровный гул восточного базара, зазывные крики ремесленников, предлагающих кто глиняную посуду, кто расшитое седло для
скакуна, звук шагов вооруженных всадников, уходящих в поход, голоса глашатаев, зачитывающих царский указ… В свое время здесь бурлило и переливалось людское море, сюда стекалось и отсюда растекалось оно по главным улицам Самарканда, которые эта площадь как бы стягивала в единый узел.

На протяжении веков складывался архитектурный ансамбль Регистана. В 1417- 1420 годах на западной стороне площади было возведено медресе Улугбека – высшее мусульманское учебное заведение, где обучали не только богословию, но и таким наукам, как астрономия и математика. Сам Улугбек и другие крупные ученые того времени преподавали здесь. Проходит еще два столетия и напротив, словно его зеркальное отражение, возникает медресе Шир-Дор. дублируя композицию фасада медресе Улугбека – его портал и минареты – и тем самым вписывая свое строение в будущий архитектурный ансамбль, зодчий (его имя можно прочесть в узоре мозаики-Абул Джаббар) создал вовсе не копию, а оригинальный вариант. Имя свое Шир-Дор («тигров имеющее») медресе получило по единственному в своем роде украшению портала, где изображен тигр, устремившийся за ланью, и
лик солнца с чертами человека. Завершением регистанского ансамбля стало построенное в том же ХУП веке медресе Тилля-Кари (что означает «позолоченное»)‚ названное так за роскошь своего декора. Только эти три монументальных сооружения да «Купол продавцов головных уборов», поставленный позади Шир-Дора в конце ХУН! века, как окаменевшая память истории, дожили до нашего времени.

Уникальной постройкой Улугбека была обсерватория близ Самарканда. Ни совершенством архитектурных форм, ни богатством художественного оформления не поражает этот памятник, хотя современники Улугбека и писали о здании, украшенном «рисунками восхитительными и начертаниями несравненными». И не время виновато в том, что от этого чуда ХУ века не осталось ничего, кроме обнаженных археологами фундаментов и выбитой в скале узкой траншеи с дугами огромного секстанта. Об серватория была разрушена фанатиками, а тот, по чьему повелению она была построена, кто вместе со своими сподвижниками вел отсюда наблюдения светил, великий ученый астроном Улугбек погиб от руки убийцы. Но «звездные таблицы Улугбека»-«Зиджи-!ургани»‚ составленные самаркандскими астрономами под руководством Улугбека, на долгие века пережили его и до сего дня удивляют мир точностью многих наблюдений, зафиксированных в этом древнем астрономическом каталоге.

Все эти шедевры далекого прошлого, тщательно изучаемые и реставрируемые, органично вписались в современный облик Самарканда и воспринимаются удивительным памятником человеческому разуму.

С. НОРХОДЖАЕВА