,

Oleg Tabakov – Олег Павлович Табаков 1985



Дружба связывает меня с Олегом Павловичем ‘Габаковым без малого десять лет, но сказать, что я его хорошо знаю, не могу. Он для меня полнейшая загадка н непредсказуемость и, думаю, останется таковым на все дальнейшие годы. загадочен
этот человек во всех смыслах: как друг весьма узкого крута лиц. как отец двух детей, рнскнувшнх быть артистами, как педагог, в мастерскую-студию которою стремятся попасть люди разного возраста и разных убеждений, как, наконец, актер, ставящий в тупик неожиданными гранями своего таланта специалистов, зрителей. друзей.

Судьбе было угодно распорядиться так, что Табаков уже в годы учебы оказался в центре интереснейших событий, происходивших в театре и кино, а с получением диплома актера стал одним из лидеЁов театрального ренессанса шестидесятых годов.

менно в те годы был основан „Современник“, в те годы после известного „малокартинья“ начался активный поиск в кино, в те годы на сцену ышлн „розовскне мальчики“, объявившие бой мещаиству, и молодой актер стал олицетворением этого беспо.
конного поколения. Чистый, мягкий, отнюдь не геронческнй с виду, он тем не менее был крепок, принципиален н мужествен, когда дело касалось чести. нравственности, высоких убеждений. у С одной стороны, такая слава, такой взлет были важными и, естественно, лестпыми, с дРУгой стороны, они несли в себе определенную опасность, ибо к исполнителю автоматически прнкленвался ярлык. а вместе с ярлыком н штамп, возникала некая предвзятость к актеру, и таким образом появлялась
опасность простоев, незанятости, некоего кризиса…

И вот тут несколько слов о личности Олега Павловича. Кроме яркого и, пусть это не будет банально, самобытною таланта, которым природа сполна наделила его, он обладает еще одним важным и, увы, редким даром-характером! Пожалуй, я мало могу
найти аналогов в актерской среде, когда талантливая личность способна распоряжаться своей судьбой умно, спокойно, мужественно. Глядя на Табакова, вряд ли придешь к выводу, что это человек крепкой волн, завидном спокойствия, тонкого и дальновидного ума. Но именно Табаков прошел через сложнейшие жизненные и творческие перипетии, именно Табаков заставил поверить, что может играть роли любого жанра и любой смысловой нагрузки, именно Табаков доказал, что участие артиста Табакова и спектакле, фильме есть гарантия не только успеха, но и открытия, именно ‘Габаков, перейдя черту пятндесятилетиего возраста, стал ныне одним из популярнейших и острейших современных актеров, спрос на которых не падает, но растет!

Заполучить Олега Павловича Табакова в картину трудно. Не только потому, что он занят в театре (с 1983 года ои стал артистом МХАТа). За год работы в этом театре, например, Олег Павлович сыграл две главные роли: в спектакле „Амадей“ Сальерн и в спектакле „Скамейка“ по пьесе А. Гельмана роль Мужчины. Согласитесь, за столь короткий срок пребыаиня в штате нового для себя театра это немало. Кроме того, режиссеры практически всех киностудий страны просят Табакова сииматься на самых льготных условиях-лишь бы согласился. И при том, что Табаков в восьмидесяти процентах отечает отказом на предложения, он все же занят в четырех-пяти картинах ежегодно. Но это еще не все. Накоплен солидный актерский опыт, есть несколько режиссерских работ, и здесь возникает вполне естественное желание иметь учеников. Олег Павлович сделал уже одни актерский выпуск в ГИТИСе‚ сейчас набрал новый курс, а ведь учить куда сложнее, нежели учиться самому. Это нервы, это
ясность ума, это максимальная мобилизация всех внутренних ресурсов. чтобы донести, объяснить, чтобы тебя поняли, чтобы ученики, закончив курс обучения, стали мастерами своею дела. И после дневных эаня. тий-полуночные бдения в подвальном помещении на улице Чаплыгииа, где Мастер добился права репетировать, экспериментировать, играть спектакли со своими учениками.

Помню, когда снималась картина „Полеты во сие и наяву“, где Табаков был заият в одной из главных ролей, он курсировал между Москвой, где в театре Грепетировалась новая пьеса, Финляндией. где Олег авлович читал курс актерского мастерства
для финских артистов, Канадой, где проходил какойто театральный симпозиум, Чехословакией, где сиималась совместная картина, „Мосщпльмом“, где озвучнвалась роль в мюзикле „ Рн Поппиис…“, ГИТИСом и студией на Чаплыгина, где ждали ие-
терпеливыс студенты, а также нашей съемочной группой во Владимире, где были соббраиы О. Яиковский, Л. Гурченко, тоже далеко не езработные актеры. Ждали к назначенному дню Табакова. И он приезжал… Приезжал всегда воремя, всегда был
в форме, в прекрасном рабочем настроении выходил на площадку н работал собрание, ответственно. с выдумкой, азартом, с попкнманием задачи, на полную, как говорится, катушку. Роль в картине, впрочем, говорит сама за себя!

Но есть еще дом, есть семья, есть друзья, есть незапланированные встречи, поездки, есть просто необходимость отдохнуть.

Я часто думаю-откуда у него силы, откуда столь мощные торческие ресурсы, откуда бодрость, оптимизм и безудержное желание работать, откуда редкое и устойчивое чувство юмора в ситуациях, когда бывает не до смеха? Видимо, от влюбленности в свое дело, от здорового, трезвого, искреннего взгляда на жизнь, от нрав. ственной чистоты. от ощущения счастья служить.
быть полезным людям. В этом сила, в этом цельность, в этом самобытность. в этом всем удивительный русский артист-Олег Павлович Табаков.

Виктор МВРЕЖКО.
А кииодраматург