, ,

Музей – усадьба Абрамцево 1976



В истории русской культуры Абрамцеве занимает особое место. На протяжении Х!Х века оно дважды было одним из
своеобразныхцентров культурной жизни России.

В 1843 г. Абрамцево приобретает С. Т. Аксаков, известный в творческих кругах Москвы театральный критик и переводчик.

Уютный старинный деревянный дом о мезонином, окружающий его прекрасный ларщживописная речушка Воря, многочисленные пруды, богатые рыбой, обширные грибные леса – все было здесь по сердцу рыболову и охотнику, влюбленному в природу человеку, каким был Аксаков.

«Деревня обняла меня запахом распускающихся листьев и А цветов, своею тишиною, своим пространством. Не могу передать тебе, какой мир пролился на мою душу», – писал Сергей Тимофеевич в одном из первых своих писем из Абрамцева сыну Ивану.

Здесь Аксаков находит тишину, душевный покой, природу, которая была созвучна его художественному дарованию. Именнов Абрамцеве в полной мере раскрывается талант Аксакова-писателя. В его первых произведениях – «записках об уженьи»,
«Записках ружейного охотника» – мы находим и поэтичные описания живописных извилистых берегов речушки Вори, ее омутов и заводей, и воспоминания о природе Оренбургского края, рожденные в душе Аксакова общением с‘ природой здешних мест. и яркое очень точное, проникновенное описание богатого и разнообразного мира птиц и животных.

Вслед за первыми книгами, в Абрамцеве, Сергей Тимофеевич пишет «Семейную хроникущ „Детские годы Багровавнука» и другие произведения, которые сделали имя Акса- т кова известным всей читающей России.

С. Т. Аксаков – человек редкой сердечности и простоты, обладал особой способностью притягивать к себе сердца людей. В Абрамцево к гостеприимному хозяину часто съезжались друзья. к Неизменно радушный прием находил здесь Н. В. Гоголь, с
которым Аксакова связывали тесные дружеские узы. В„ гостиной абрамцевского дома в один из августовских вечеров 1849 г. Гоголь читал первую главу второго тома «Мертвых ДУШ».

«Душевно полюбил» Абрамцево и И. С. Тургенев, приезжавший сюда вместе с М. С. Щепкиным, давним другом С. Т. Аксакова.

А в те дни, когда в Абрамцеве бывали друзья старших сыновей Аксакова Константина_и Ивана – А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, братья И. В. и П. В. Киреевские и другие литераторы и общественные деятели, в гостиной до глубокой ночи не затихапи разговоры и споры о литературе и искусстве, о судьбе России. ее исторической роли, о ее будущем.

В 1859 году после смерти Аксакова Абрамцево на некоторое время затихает и пустеет.

В 1870 году имение приобретает Савва Иванович Мамонтов. и здесь начинается новая по-своему яркая и увлекательная жизнь. Широко известный в деловых кругах, строитель железных дорог, человек необыкновенно живой и остроумный. он обладал особенной способностью «возбуждать и создавать вокруг себя творческий энтузиазм». Да и сам был, по словам Горького, на редкость даровит. Душев‘ная мягкость, теплота, чуткость к искусству в сочетании с практичным рациональным умом отличали и хозяйку дома – Елизавету Григорьевну Мамонтову.

Вокруг них объединяются в своеобразное творческое содружество – Абрамцевский художественный кружок, прекрасные русские художники – И. Е. Репин, В. Д. Поленов, братья В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов. К. А. Коровин‚ М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие.

Исключительно теплая дружественная атмосфера Мамонтовского дома, типично русская природа Абрамцева с ее неяркой красотой и мягкой элегичностью – все располагало здесь к творчеству.

В Абрамцеве И. Е. Репин написал «Проводы новобранца» (1879 г.), работал над этюдами к картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), здесь задумал написать свое знаменитое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и выполнил первоначальный эскиз к этому произведению.

Здесь родилась «Аленушка» В. М. Васнецова, и был написан целый ряд картин на сказочные сюжеты. В Абрамцеве Васнецов работал над одним из основных своих полотен «Богатыри» (1898 г.).

«Абрамцевскии чудодейственный воздух так благотворно действовал на меня, – писал впоследствии художник, что именно в этом уголке напивались, живописно осуществились лучшие мои работы».

Интимные, задушевные мотивы Абрамцева особенно близки были В. Д. Поленову. Его пейзажи «Березовая аллея» (1880 г.)‚ «Река Боря» (1881 г.)‚ «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882 г.) исполнены особым чувством красоты и гармонии природы, тихой радости бытия.

М. В. Нестеров, работая над картиной «Видение отроку Варфоломею» 1888-1889 гг., находит в Абрамцеве пейзаж, воплощающий его представление о красоте Руси.

Всех участников Абрамцевского кружка объединяло увлечение русской стариной, ее мифами и преданиями, древнерусским искусством и архитектурой, народным прикладным искусством.

Это увлечение можно проследить в самых разнообразных художественных начинаниях кружка – в собрании предметов народного прикладного искусства. в строительстве ими Абрамцевской церкви, в которую художники вложили свой вкус, свое мастерство, свое понимание древнерусского искусства, в организации столярной мастерской. которой руководили Елизавета Григорьевна Мамонтова и ЕленаДмитриевна Поленова, и в деятельности абрамцевской гончарной мастерской, созданной по инициативе С. И. Мамонтова.

Здесь, в Абрамцеве, в дружественных беседах и спорах об искусстве, в стремлении использовать художественное
наследие древней Руси возникает новое чувство и понимание старины, ее красоты и поэзии.

В недрах Абрамцевского кружка зарождается и мысль о необходимости «отрадного» в искусстве, так ярко воплощенная В. А. Серовым в его портрете Верушки Мамонтовой – «Девочка с персиками» (1887 г.)‚ написанном в столовой абрамцевского дома.

С одинаковым удовольствием все члены кружка занимались живописью и скульптурой, музыкой и архитектурой, прикладным искусством и театром.

Увлечение театром” началось с домашних спектаклей, в которых актерами, оформителями и постановщиками были сами художники. Затем в 1885 г. на основе богатого театрального опыта, приобретенного на домашней сцене, мамонтовым была организована Русская частная опера, театр, сыгравший огромную роль в развитии русского оперного искусства.

Абрамцеву выпала на долю завидная роль растить, вдохновпять, давать силу русским талантам.

В одном из писем к сестре М. А. Врубель писал: «Опять я в Абрамцеве и опять меня обдает, нет не обдает, а слышится
мне та интимная, национальная нота, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте».

Эту национальную ноту Абрамцева слышали здесь С. Т. Аксаков, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, чувствовали художники Абрамцевского кружка. Она вдохновляла их на создание самобытных, глубоко национальных произведений, которые в свою очередь прославили эти места.

В 1918 году был подписан Декрет о национализации усадеб‚ представляющих художественную и историческую ценность, а с 1919 года начинается история музея-усадьбы «Абрамцево».

Сейчас сюда стремятся все, кому дорога память о великих деятелях русской культуры.

Abramtsevo is only an hour away from Moscow along the railway leading to the city of Yaroslavl. The landscape here is typical of central Russia. There are thick fir forests and low hills in this northeastern part of the Moscow region. It is cut by the small Voria river whose banks a covered with thick bush. Here stands the small Abramtsevo estate, that played an important role in the history Russian culture.

In 1843, the estate was bought by Sergei Aksakov, the author of the well-known books
«The Family Chronicle», «The Childhood of the Grandchild Bagrov», and of the wonderful fairy-tale «The Red Flower».

The estate was visited by many progressive representatives of Russian culture of the day: V. G. Belinskyi A. I. Ghertsen, N. V. Stankevi’ch, M. A. Bakunin, T. N. Grarovskyj N. V. Gogol, I. S. Turgeniev, M. S. Schepkin, A. V. Koltsov, T. G. Shevchenko and many others.

The Aksakov family was distinguished by its love of Russia, its culture, national traits. They believed in the Russian people and their great future. In 1859, Sergei Aksakov died and the estate was deserted, but in eleven years it again came to life. In 1870, it was bought by Savva Mamontov, a leading industrialist who played an important role in promoting Russian fine and theatrical arts.

He united the leading Russian artists of the late 19th early 20th century — I. E. Repin, V. D. Polenov, V. M. Vasnetsov, V. A. Serov, M. A. Vrubel, K. A. Korovin, I. S. Ostroukhov, M. V. Nesterov and others — into what was called the «Mamontov Circle». They were united by the common desire to create a Russian national school of art founded on national traditions and folk arts and crafts.

The artists who visited Abramtsevo lived in beautiful natural surroundings — the dark forrcst, sun-fillce meadows, rye fields and winding country roads. Here a number of works were painted that have become famous. In Abramtsevo Repin, under the influence of works by Gogol and the history of Malorossia, painted his «Tlie Zhaporozh Cossacks», and the proximity of the Troitse-Ser-giev Monastery aided him in gathering material for the «The Religious Procession in the Kursk Province». He also did other paintings here.

V. M. Vasnetsov painted his «Epic Heroes», using the Voria river valley as background. His painting «Alyonushka» was done in the village of Akhtyrka.

V. A. Serov painted «Thc Girl with the Peaches» in Abramtsevo. It was the portrait of Mamontov’s daughter Vera. And M. V. Nesterov painted is «Her-mit» and «The Apparition of the Boy Bartholomew».

Near the villa of the Aksakov family stands the studio building constructed by the architect V. A. Gartman in the Russian national style. It now houses the collection of folk crafts that was gathered by the visiting artists, objects made by the Abramtsevo craftsmen and majolika made by Vrubel.

On the opposite side of villa stands the «Bath House» built by the architect I. P. Ropet, also in the Russian style. And a little farther away, among the fir trees, stands a small white chapel built in 1881—1882 by V. M. Vasnetsov. In 1883, he also built the fairy-tale «House on Chicken Legs».

It is not accidental that a rich collection of sculpture, paintings and architectural monuments is gathered in Abramtsevo. Beginning with the 1840-ties realism began to predominate first in literature and later, in 1860-tics,in the arts.

This was the time when artists and writers were seeking the truth in life and art.The collection of the Abramtsevo Museum now contains landscapes, sketches, sketches of scenery and costumes for theatrical productions and portraits.

(http://abramtsewo.ru/indexen.html)