МУЗЕЙ ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА 1979
История создания музея тесно связана с развитием художественных промыслов и культурного строительства республики. В 1920-1930-е годы были восстановлены основные виды традиционного узбекского декоративно-прикладного искусства (кера-
мика, ткачество, ковроделие, вышивка, чеканка по меди, ювелирное дело, золотое шитье, резьба, роспись по дереву и ганчу).
Первая выставка народных ремесел организована в 1937 году.
Тогда же на ее основе был создан музей, экспозиция которого разместилась в здании – архитектурном памятнике конца Х1Х
века, выполненном в лучших традициях узбекского искусства. В его фонды наряду с произведениями народных мастеров вошли
изделия художественной промышленности и работы современных профессиональных художников. Истоки декоративно-прикладно-
го искусства уходят в глубь веков. Тесно связанное с жизнью народа, его укладом, обычаями и традициями, оно было самым
массовым видом искусства. Современные умельцы, бережно сохраняя традиции в декоративном искусстве, творчески разви-
вают его, обогащают новым социалистическим содержанием. Их работы отличает разнообразие художественных форм, богатство
творческой фантазии и технических приемов. В каждом произведении отражена поэтическая душа узбекского народа, его Мудрость, талант, стремление к прекрасному.
Резьбу и роспись по дереву относят к наиболее распространенному виду искусства, донесенному до наших дней потомственны-
ми резчиками. Существуют многочисленные сочетания геометрических и растительных орнаментов, которыми мастера украшают
деревянные изделия. Кокандский резчик, народный художник УзССР К. Хайдаров использует контрастное сопоставление двух
видов орнамента для большей выразительности. Столь же популярна в архитектуре и украшении предметов быта роспись по дереву. Ее характерные элементы- стилизованные цветы, вьющиеся стебли, листья, розетки. Расписывали мастера темперой, позже масляными красками, удачно сочетая форму изделия со сплошным заполнением поверхности многоцветным узором. В наши дни это искусство обогатилось новыми мотивами и композиционными приемами. Тонкой и сложной отраслью современной обработки
дерева является изготовление музыкальных инструментов (дойра‚ рубаб, гиджак, нагора, сурнай и другие). Их украшению всегда
придавали огромное значение. Это резьба, роспись по дереву, инкрустация металлом, костью, перламутром. Мастерством худо-
жественного оформления славится Ташкентская фабрика музыкальных инструментов.
Одно из традиционных ремесел, развитых с древних времен, – производство керамических изделий. Образцы глиняной посуды, найденные археологами в Узбекистане, относят к 1\/-П тысячелетиюдо нашей эры. Ее украшали простым, прочерченным от руки, или расписным узором. Позже появляется лощеная керамика. В ней особенно подчеркивается красота формы и материала. Для современной керамики характерно многообразие местных школ (Риштан, Гиждуван, Самарканд, Хива, Шахрисабз‚ Ташкент и другие), расширение круга сюжетных изображений. Мастера сохранили традиционные виды посуды – блюда, бадии, пиалы. Изготовленные в разных районах, они отличаются цветом, узором, техникой его нанесения. Большой славой пользуются гончары Риштана‚ они сочетают бирюзовую поливу с белым покрытием фона и наоборот. В технике этих мастеров не применяется геометрический орнамент. Наиболее близка по колориту к риштанской хивинская керамика. На посуде тот же стиль росписи, что и в архитектурном декоре. Известные в Узбекистане плоские блюда «ляганы» местные мастера заменяют глубокими чашами «бадии» и блюдами на подставке «чанак».
Для керамики Гиждувана характерна зелено-желтая гамма, построенная на контрасте. Одним из продолжателей этих традиций стал И. Назруллаев. В кишлаке Уба замечательная мастерица Хамро Рахимова создает удивительные расписные фигурки животных «учпулак» – подлинные произведения декоративного искусства. Керамика Шахрисабза необыкновенно теплая, солнечная. Для нее
характерны крупные декоративные узоры, расположенные в свободном ритме, создающие живописные пятна. непревзойденным
мастером этой школы по праву считают А. Хазраткулова. Традиции ташкентской керамики складывались в Х1Х начале ХХ века
под влиянием мастеров известных керамических центров Узбекистана. В советское время можно проследить взаимопроникнове-
ние традиций народного гончарства и промышленного производства, творчества народных мастеров и профессиональных художников. Наиболее полно эта особенность проявилась в работах народного художника УзССР М. Рахимова.
Художественная обработка меди – один из древнейших видов народного искусства. Центрами производства орнаментированных изделий из меди были Бухара, Хива, Коканд. Кроме чеканки, гравировки и тиснения применяли чернь, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни, цветное стекло и сургуч. Геометрический и растительный орнамент покрывает всю поверхность обрабатываемого предмета. Популярным декоративным элементом, особенно на старых изделиях, были надписи, выполненные арабским шрифтом, а иногда буквы арабского алфавита в различном сочетании. В орнаменте современных мастеров-чеканщиков появились новые изобразительные элементы в виде пятиконечной звезды, коробочек хлопка и других.
Большим орнаментальным богатством славятся узбекские национальные ткани – полосатые «бекасабы» для мужской одежды и «абровые» шелка «ханатласы» для женской. Абровое ткачество – чрезвычайно сложная техника орнаментации. Центр производства тканей – Ферганская долина. Дополнением к женской одежде из «абровых» тканей служили ювелирные украшения (кольца, браслеты, серьги и другие). Ювелиры Узбекистана издавна славились художественным чутьем, тонким вкусом, высокой техникой исполнения. В орнаментации драгоценными и полудрагоценными камнями они повторяли наиболее распространенные цвета тканей- красный, зеленый, синий.
Кроме камней в изделиях использовали зернь, эмаль, филигрань, чернь. Несмотря на то, что материалов, применяемых в ювелирном деле (серебро, красный сердолик, бирюза. цветное стекло), было немного, трудно, однако, найти изделия, повторяющие друг друга.
Декоративная вышивка тесно связана с народным бытом и сложившимся традиционным типом жилища. Она занимала основное место в интерьере. Это был единственный вид искусства, в котором могла проявить свой талант узбекская женщина. От
монументальных настенных панно «сюзани» до мелочей (мешочков для чая, соли) – все любовно расшивалось. Территориальная
разобщенность в прошлом привела к созданию своеобразных местных стилей. Так, для бухарских вышивок характерен теплый
и мягкий колорит орнаментальных узоров на белом фоне. Ташкентская вышивка «поляк» – сплошной гладевой зашив шелком
или хлопчатобумажными нитками красного или темно-красного цветов, с ярко выраженной центральной розеткой, условно изо-
бражающей небесный свод. Для самаркандской – характерны многократно повторенные, большие вишнево-малиновые розетки
на белом фоне. Напряженность колорита создают черные упругоизгибающиеся стебли вокруг розеток. В музее представлены вели-
коленные образцы «сюзани», вышивки на бархате «чайшабы», «зардевалы», «гулькурпа»‚ созданные по эскизам народного
художника Узбекистана П. Столярова, художников Н. Нам, К. Зарщиковой, тюбетейки различных районов (популярные «чустские» с изображением белых стручков перца «калампур» на черном фоне).
Многие века ковры были основным украшением узбекского жилища. В этом виде искусства тоже есть традиции. Наиболее
красочны длинноворсовые ковры, напоминающие шкуру медведя. Необычная техника, яркие локальные цвета крупных орнаментальных узоров характерны для этого вида ковров. Ворсовые отличаются повторяющейся, с диагональной расцветкой композицией центрального поля, обведенного каймой. У безворсовых (паласов) – композиция остается незамкнутой, а узор размещасосредоточено на крупных фабриках Хивы, Ходжейли, Шахрисабза, Андижана и других. Ковры выпускают с традиционным геометрическим орнаментом, распространены также туркменские узоры «теке», «керки», паласы – с узором «араби». у Своеобразная область искусства – золотое шитье, которым декорируют тюбетейки, сувениры, занавеси, панно. Бухара всегда
была центром золотошвейного производства. Занавес, созданный умельцами бухарской фабрики «40 лет Октября», украшает сцену
Государственного академического Большого театра им. А. Навои в Ташкенте. Радость трудовой победы и торжество советской
культуры отражен ы в золотошвейных панно «Праздник урожая»,
«Искусство принадлежит народу».